Вы видели их в дорогих интерьерах, в холлах лучших отелей, в залах и офисах известных компаний. Они часто встречаются на фото, их любят снимать в кино, для них едут кропотливые поиски подходящей обстановки, делают их центром внимания, тщательно подбирая личности для композиции. Стулья. Датские стулья.

«У стула не может быть «обратной стороны». Он должен хорошо смотреться под любым углом». Начнем наше расследование о развитии датского стула с известной фразы не менее известного дизайнера Ханса Вегнера. Именно эта цитата полностью характеризует отношение датчан к деталям и мелочам в интерьере.

Чтобы понять сущность датского дизайна, нужно родиться в Дании, но мы попробуем вникнуть в его суть, зафиксировав внимание на так называемом ДНК бренда и его трех определениях:

  1. Качество и форма в центре событий
  2. Равноценность эстетики и функциональности.
  3. Забота о пользователе с изяществом и скромностью.

Все, к чему прикасалась рука мастеров этой страны, становилось инструментом для повышения качества жизни ее населения. Не зря же датчан называют самой счастливой нацией в мире, потому что они сами в этом «виноваты».

Гильдии мастеров деревообработки

Контроль качества на государственном уровне стал результатом деятельности гильдии мебельщиков в начале XVI века. В течение 400 лет мастера штудировали свои умения и навыки, бережно передавая опыт новым поколениям, которые, набравшись нужного опыта, совершили бы реальный прорыв в будущем.

Это и состоялось в середине XX столетия. Однако, в его начале мебельщики поняли, что теперь их узнают на мировой арене, а значит, конкуренция с европейскими производителями неизбежна. И как мы уже знаем сегодня, конкурировать датчане в мире дизайна и декора умеют.

Интересный момент! На плечи гильдий была возложена миссия разрабатывать стандарты качества изделий и проводить аттестацию мастеров. Чтобы стать частью сообщества, претенденты подготавливали на суд комиссии свои работы. Именно эта традиция трансформировалась в ежегодные выставки, где все могли познакомиться с уникальными эталонными образцами мебели.

Ох, как тяжело было любителям тонкой ручной работы и индивидуального исполнения переключиться на местное серийное производство. Но этого требовала беспощадная конкуренция и стремительный рост зданий общественного назначения, которые нуждались в качественной мебели.

Принципы датского дизайн в мебельном деле

Как мы уточнили выше, главный принцип мастеров дизайна из Скандинавии – это свободный доступ к качественным дизайнерским вещам и их массовая распространенность. И в этом суть «государства всеобщего благоденствия», чтобы всем было хорошо и комфортно.

Пока мы вплотную не подобрались к стульям, которые сегодня в центре нашего внимания, пробежимся по главным айсбергам дизайна северного народа.

Тотальность стиля

Говоря о датском дизайне, чаще всего имеют в виду мебель. Но кроме нее сюда включают предметный дизайн и ландшафтное планирование. Не нагружая трудновыговариваемыми терминами, вся культурная жизнь Дании тяготеет к общему знаменателю, где все детали выглядят частью одной концепции.

Интересный момент! Никто из местных архитекторов и дизайнеров не делили свой труд на престижный и недостойный. Каждый из них мог с одинаковым удовольствием и воодушевлением заниматься разработкой дизайна нового театра или стульев для малогабариток. Как говорил Арне Якобсен, что мастеров волнует сам акт творчества, и ему все равно, создает он небоскреб или обычную ложку.

Идея национального масштаба

Это невозможно объяснить, видимо, нужно родиться в Дании или прожить там пару десятилетий. Но северяне уверены, что качественное окружение может воспитать хорошего гражданина. Это не было модой или трендовым течением – дизайн вышел на уровень национальной идеологии. Потребителем был средний класс, а не высшее общество, как это можно наблюдать в других культурах.

Интересный момент! Начиная с первой половины XX века разрабатывались проекты доступного жилья, а для молодежи проводились курсы по дизайну и эстетике.

Пропаганда скандинавского стиля за рубежом

Чтобы стать востребованными на мировом рынке, скандинавы радикально подходили к этому вопросу. По инициативе Министерства иностранных дел организовывались передвижные масштабные выставки, которые колесили практически по всему миру. Но лакомым куском для датчан был самый престижный рынок сбыта – США.

Отец датского дизайна

Кааре Клинт – дизайнер, который не пошел путем экспериментов, а сделал ставку на естественный путь эволюции в культуре датского народа. Задача была простой – сохранить традиции и сделать образцы более элегантными и обязательно доступными для обычных граждан. И тут всех ждет неожиданный эффект – дизайн неподвластен времени и практически «не стареет».

Интересный момент! Клинт выработал схему работы для молодых специалистов. Сперва они изучали историю, всматривались в экспонаты, после переосмысливания могли пробовать модифицировать предметы в соответствии с современными требованиями. Таким образом, мир получал более усовершенствованную версию и ранее стильной и добротной вещи.

Высокие технологии?

Их в датском дизайне почти нет. Однако, чтобы разработать технологию для изготовления всемирно известного стула Вернера Пантона, у специалистов ушло 8 лет трудов. На этом эксперименты не закончились, и работа над составом пластика продолжались после выпуска изделия в продажу.

10 стульев, о которых нужно обязательно знать

Вернемся к истории дизайна и эволюции датских стульев. Знатоки уверены, что именно эта десятка вошла в историю и остается эталоном сдержанного и консервативного скандинавского стиля. 

  1. The Faaborg Chair, Kaare Klint, 1914.
  2. J39 or ‘The People’s Chair’, Børge Mogensen, 1947.
  3. PK22, Poul Kjærholm, 1956.
  4. The Round Chair, Hans J. Wegner, 1949.
  5. NV45, Finn Juhl, 1945.
  6. The Ant, Arne Jacobsen, 1952.
  7. The Panton Chair, Verner Panton, 1967-68.
  8. Trinidad, Nanna Ditzel, 1993.
  9. The GJ chair, also known as the ‘Ribbon Chair’, Grethe Jalk, 1963.
  10. The Egyptian Folding Chair, Ole Wanscher, 1934.

Действительно, много общего и в то же время каждый стул особенный и узнаваемый. Чтобы увидеть самую полную коллекцию таких уникальных предметов мебели, стоит отправиться в знаменитый Музей дизайна в Копенгагене.

Коллекции стульев в Датском музее дизайна

Это место остается образовательным центром для местных мастеров и производителей предметов дизайна, архитекторов и художников. Датчане уверены, что любая промышленная отрасль должна быть прекрасной, что, знакомя молодых специалистов с лучшими мировыми образцами дизайна, можно достигать новых вершин и совершенствовать мастерство.

Чем привлекает музей? С 1985 года он собрал в своих стенах такие «сокровища»:

  • коллекции экспонатов Западной Европы, Дальнего Востока и в частности Дании с начала ХХ века до наших дней;
  • библиотека;
  • архивы.

Бесконечное количество произведений декоративного и прикладного искусства, образцы промышленного дизайна увлекут любого посетителя своим разнообразием и стилем. Еще с 1930-х годов в коллекции музея «поселились» китайские стулья эпохи Мин, которые активно вдохновляли студентов и молодых ремесленников. В их числе был Ханс Вегнер, о нем мы в подробностях расскажем ниже.

Моральная компенсация

Не суждено было датчанам подарить миру гениальных и знаменитых художников и музыкантов, поэтому жители Северной страны решили компенсировать недостачу четким и узнаваемым стилем во всех деталях культуры и обихода. Минимализм и функциональность стали узнаваемой визитной карточкой Скандинавии.

Эта активность отразилась на экспонатном содержании музея, который со временем в большей степени стал демонстрировать работы местных талантливых дизайнеров, отодвигая зарубежных коллег на второй план. В последствие заведение расширило публику благодаря свободному посещению не только профессионалами, но и ценителями искусства.

Великолепная восьмерка

Датский дизайн обязан восьми известным на весь мир дизайнерам. Их имена часто встречаются в просторных залах Музея дизайна:

  • Арне Якобсен;
  • Ханс Дж. Вегнер;
  • Бёрге Могенсен;
  • Кааре Клинт;
  • Финн Юль;
  • Грета Ялк;
  • Поль Кьерхольм;
  • Вернер Пантон.

О каждом из них мы расскажем подробнее, потому как все они причастны к созданию гениальных в своей простоте и эксклюзивности датских стульев.

Ханс Вегнер

Творческая личность с обостренным чувством общественного долга – Вегнер занимался созданием обычных вещей необычного качества. В 1943 году он презентовал «китайский стул», на создание которого его вдохновила коллекция портретов датских торговцев, сидящих на китайских стульях эпохи династии Мин. Второй стул авторства Ханса стал еще известнее - «Round Chair» был использован в эфире теледебатов предвыборной кампании Джона Кеннеди и Ричарда Никсона. После этого образовалась традиция фотографировать знаменитостей, сидя в этом стуле, среди последних был барак Обама. В общей сложности на этом вдохновении он создал 7 моделей, которые пришли по душе широкой публике.

Талантливый дизайнер в 1943 году открыл свое бюро, где не только рисовал эскизы, но и с удовольствием брался за инструменты.

Интересный момент! В период Второй мировой войны возможности купить подарки для близких не было, поэтому предприимчивый дизайнер мастерил мебель. В результате этой практики появился набор детской мебели, который и сегодня выпускает компания «Carl Hansen&Søn» под названием «Peters Table&Chair».

Золотой век датского модернизма

В пятидесятые годы случился пик датского модернизма. В Милане регулярно проходила выставка Триеннале, первые призы на которой практически каждый раз отправлялись в Данию вместе с их талантливыми творцами (в их числе был и Ханс Вегнер). Среди ярких стульев, которые появились в тот период, были такие шедевры:

  • кресло-бык;
  • кресло-ракушка;
  • кресло-дельфин.

А как насчет стула-камердинера Valet Chair? Любой мужчина скажет, что это гениально! Забыли повесить пиджак или свитер в шкаф – не беда, ведь на таком стуле спинка выглядит как вешалка, а на боковых перекладинах можно «развесить» носки.

Реверанс Баухаузу

Удобство и футуристический дизайн комфортабельного кресла Flag Halyard Chair было очередным витком в истории датских стульев и внешним видом обязано школе Баухауза. Здесь не было привычной деревянной рамы, вместо нее использованы металлические трубки, на которые дизайнер решил намотать 240 м морского каната.

Интересный момент! Идея для этой модели родилась на пляже, когда жена Вегнера поручила ему присматривать за детьми. Чтобы комфортно коротать время, мастер выкопал в песке углубление анатомической формы, а после перенес параметры на бумагу.

Всеобщее признание

Рассматривая работы этого дизайнера, мы удивляемся их лаконичности и дружественности человеческому телу. Каждый образец отнимал уйму времени для ручной работы, чтобы в итоге стать на поток, и радовать, как можно больше ценителей комфорта и простоты.

Оригинальные творения Ханса Вегнера демонстрируют в родном Тёндере в музее, названном в его честь, а также в массовом количестве в квартирах и домах обычных датчан. До 78 лет маэстро активно работал и трудился над новыми эскизами. После «выхода» на заслуженный отдых все равно продолжал присматривать за молодыми специалистами, выпускающими в производство реплики его творений. Подчеркнем с восхищением, что именно такое течение творческих событий и есть настоящее признание таланта выдающегося дизайнера.

Кааре Клинт

Этого человека в мире искусства принято называть отцом современного датского дизайна. Кроме этого громкого титула дизайнер являлся профессором академии изящных искусств, главой Школы мебельного дизайна, практикующим декоратором и проектировщиком. За тридцать лет (1924-1954 гг.) активной работы ему удалось практически в полном объеме обновить дизайн датской мебели, сформировав привычку тщательно прорабатывать детали для максимальной функциональности.

Именитые шедевры

Его самое известное творение стул «Faaborg» был изготовлен для Музея художественной колонии в городе Фааборге в 1914 году. Дизайнер решил сочетать то, что ранее не объединяли в единое целое – типичное английское кресло слилось с деталями античного клисмоса (греческого кресла). Фишка модели состояла в ее необычайной легкости и мобильности, ведь кресло можно было без труда перемещать по залу.

Модерново и стильно смотрелся созданный в 1933 году разборной стул с подставкой под ноги «Сафари» (Safari Footres). Прототипом были лагерные портативные стулья, которыми оснащались отряды английских офицеров. Классические статичные стулья отправлялись в нокдаун, так как Сафари ловко собиралось из небольшой коробки в полноценное комфортабельное место для релакса.

Интересный момент! Первые экземпляры этой модели отправились в интерьеры коллег. Его с удовольствием «приютил» Арне Якобсен, так, как и сам обожал простой и функциональный стиль. Сегодня продано более 100 тысяч единиц стула Сафари.

Арне Якобсен

Этот дизайнер впитал в свои работы все лучшие знания и хороший вкус известных архитекторов Дании из Датской королевской академии изящных искусств. В 1925 году к нему пришла любовь к модерну, а встретил ее молодой мастер на парижской выставке, где помогал в проектировании и установке павильона от специалистов датчан.

Гениальные стулья от Арне

За 30 лет кропотливой работы Якобсен создал около 300 изделий в индустриальном дизайне. Самым узнаваемым стулом в мире принято считать его лучшую работу – монолитный стул «ANT» или как его чаще именуют «стул-муравей». Его изюминка была в том, что спинка изделия (похожая на голову муравья) плавно перетекала в сидение, т.е. вся рабочая поверхность была создана из цельного листа фанеры. Рекорды продаж зашкаливали – именно этот стул раскупали миллионными «тиражами».

Листая фото его шедевров, хочется стать хозяином хотя бы одного из них. Арне был «отцом» кресла-яйца, стула-лебедя, стула-жирафа и других оригинальных и знаковых для всего мира дизайна вещей.

Счастливое яйцо

В 1958 году Якобсена ждал триумф его творческого пути. Дизайнер спроектировал и запустил в производство свою гениальную работу – кресло яйцо, которое стало прорывом не только по визуальным параметрам, но и по технологии его производства. В основе использовали твердый цельный пластиковый лист, усиленный стекловолокном. Каркас покрывался мебельной пеной, после чего обшивался мягкой обивкой.

Интересный момент! Чтобы достичь идеальной формы этого кресла, Арне Якобсен тестировал прототип лично, создавая его из глины в своем гараже. И это ему удалось, т.к. каждый, кто попадает в «объятия» яйца, восхищается абсолютным комфортом внутри него и простотой дизайна.

Изящный лебедь

Заказчиком всемирно популярного стула-лебедя был респектабельный отель Radisson SAS Royal Hotel в Копенгагене. В 1958 году модель украсила зоны ожидания и комнаты переговоров в этом мотеле и других крупных компаний, постепенно расширив горизонты влияния на интерьеры домов и квартир ценителей в Дании, а позже и по всему миру.

Изящная форма кресла, плавные линии спинки и подлокотников визуально напоминали силуэт лебедя. И это было продолжением триумфального шествия талантливого дизайнера в датской культуре с неизгладимым отпечатком на мировом уровне.

Бёрге Могенсен

Ученик уже знакомого нам Кааре Клинта и выпускник Датской королевской академии изящных искусств Бёрге Могенсен перенял у своего учителя любовь и абсолютную приверженность к классическим формам. Его заслугой стала массовая доступность предметов быта и мебели для каждого человека независимо от уровня дохода.

Испанский стул

В 2018 году всемирно известное «испанское кресло» отметило свой 60-летие. Spanish Chair и сегодня выпускается компанией, которая продолжает работать по эскизам именитого дизайнера. Стул изготовлен из дубового массива с сидением и спинкой из седельной кожи.

Стул J39

Самым узнаваемым изделием Бёрге стал стул J39 или как его еще называли «стул для людей». Эта модель – эталон здорового применения с надежным каркасом и комфортной изогнутой спинкой полностью создан из дубового массива. Сидение из светлого корда имеет слегка вогнутую форму, что еще раз подчеркивает заботу датчан об анатомическом соответствии предметов обихода.

Кресло Wingback

С 1963 года эта модель привлекает внимание своими нетипичными арочными элементами. Сиденье у кресла слегка заниженное, подлокотники завидно элегантные, а основание добротно устойчивое – идеальный микс для комфортного чтения и безмятежного отдыха. Каркас изготавливали из дуба или американского ореха, а обивка могла быть самой разнообразной и подбиралась по индивидуальному запросу.

Финн Юль

 «Удобный для человека стул сам должен быть человеком» - так говорил коллега культовых датских дизайнеров Финн Юль. Работая в паре с краснодеревщиком Нильсом Воддером, он делал акцент не непривычном северянам функциональности и удобству, а именно на визуальном эффекте от его шедевров.

Критика и признание

Его самое известное бионическое кресло «Пеликан», вошедшее в учебники по дизайну как эталон агрономики, было жестко раскритиковано, но это не помешало ему стать узнаваемым и культовым предметом мебели родом из Скандинавии.

Вождь

На одном из стульев Юля успел посидеть король Дании Фредерик IX. Это случилось на выставке гильдии ремесленников, когда монарх «присел» отдохнуть под прицелами фотокамер журналистов. После мероприятия дизайнера спросили, как он назвал свое творение. Финн Юль ответил, что теперь кресло нужно называть королевским. Однако, один из журналистов поумерил амбиции мастера и дал шедевру прозвище «Вождь».

Кресло NV45

Легкое и воздушное, с мягкой спинкой, слегка откинутой назад, просторным сидением, подлокотниками изящного изгиба и полностью анатомическая форма кресла NV45 погружали своего хозяина в состояние благоговения и полного расслабления. Каркас производили из стандартного добротному изделию дуба или американского ореха, а обивка из кожи или ткани подбиралась на заказ.

Поль Кьерхольм

Прагматичный перфекционист Поль Кьерхольм заострял свое внимание не только на форме и комфорте, но и на материалах, с которыми он работал. Своими творениями он старался объединить пространство интерьера и мироощущения человека в нем. Классика, минимализм и непринадлежность времени и эпохе – характерные черты изделий этого мастера.

Знаковые стулья

Лучшими работами дизайнера считают стул модель PK91, кресло PK25и стул PK9. Как можно заметить из лаконичных названий его шедевров, дизайн у них был таким же сдержанным и минималистичным. Не всегда удобные, но безумно стильные предметы мебели от Поля пользовались популярностью у самых завидных клиентов и ценителей современного дизайна.

Почетное кресло PK22

Отдельное внимание заслужила лучшая по мнению мировых экспертов модель – кресло с богатой историей PK22. Мастер любил экспериментировать с материалами и активно применял металл в производстве своих стульев и кресел. Этот элемент казался ему благородным, надежным и современным.

В его шедевральном кресле использованы металлические ножки, а полотно производили из кожи различных цветов. Модель не снята с потока и сегодня, недавно компания отметила 60-летие PK22, выпустив его с ножками из патинированной темной стали и спинкой и сидением из нубука.

Грета Ялк

Наконец-то в нашем списке появилась представительница прекрасной половины человечества – Грета Ялк. Эта женщина-дизайнер была борцом и пропагандисткой сохранения индивидуальности в каждой работе мастеров. Своими экспериментами и смелыми решениями в дизайне Грета покорила сердце критиков, которые окрестили ее выдающимся примером «сильного слабого пола».

Легендарным стулом авторства Греты стал экспериментальный образец из гибкой фанеры под названием «Shell». Неординарное исполнение кресла напоминало умело сложенное оригами.

Интересный момент! Женщина очень трепетно относилась к своим работам, поэтому была категорически против, чтобы на них создавались реплики даже после того, как она отошла от дел. Ученикам с большим трудом удалось получить разрешение Греты Ялк на размещение ее эскизов в Музее дизайна в Копенгагене.

Вернер Пантон

Этому неординарному дизайнеру стоит уделить времени побольше. Возможно, для него бы понадобилась отдельная статья, но мы компактно и интересно расскажем о самом главном. Вернер Пантон как проектировщик мебели стартовал из студии дизайна, принадлежавшей уже знакомому нам Арне Якобсону. Из всех собранных в нашей статье мастеров Вернер был на 100 % экспериментатором, который сделал модерновый датский дизайн более футуристичным и современным.

Восход звезды гения

Если спросить у человека, который хотя бы немного интересуется дизайном, какой стул в прошлом столетии остается самым популярным, то на ум ему придет гениальное творение стул Пантон. Мастер доказал, что подлокотники, спинка и прочие детали совершенно необязательны в производстве комфортного и стильного стула.

Интересный момент! После появления идеи этого нестандартного изделия прошло долгих 7 лет, пока дизайнер нашел способ создать стул. Он продолжал поиски фабрики, которая бы взялась за производство уникальной конструкции. В 1967 году компания Herman Miller&Fehlbaum выпустила первый экземпляр, а с 1999 года и по сей день легендарный стул Пантон выпускает компания Vitra.

Игра с материалами

Дерево и другие простые материалы мало интересовали Вернера. Для себя он навсегда выбрал пластик, плексиглас, фиберглас, стекло, сталь, пенорезина, полипропилен и синтетические волокна. Несколько неожиданно для датского дизайна.

Создание новых моделей для дизайнера было словно игра. Он не любил штампы и банальности, не понимал, почему диван и журнальный столик обязательно должен быть в гостиной, а стул исключительно деревянным.“Сидеть на стуле должно быть забавно и интересно, как в игре”, – считал Пантон.

Лучшее творение

Cone Chair – стул, который Вернер спроектировал для обновления дизайна ресторана в отеле Коn-igen on Funen. Рисуя его, мастер провел линию спинки до упора, пока та не перелилась в ножку. Стул выглядел как перевернутый конус, и не мог не шокировать публику новизной и нетипичностью идеи.

Интересный момент! Однажды Cone Chair был выставлен в витрине шоу-рума в Нью-Йорке. Пришлось вызывать полицию, чтобы восстановить трафик рядом с заведением, так как все, кто проезжал мимо не могли поверить своим глазам.

Стулья для релакса

Мастер трепетно относился к теме релакса, поэтому в его коллекциях часто встречались кресла-качалки. Стул DONDOLO был абсолютно иным воплощением датского дизайна в стульях геометрического стиля. Четыре круга, два из которых спинка и сидение с мягкой обивкой, а вторые два одновременно выполняют функцию ножек и подлокотников.

Стул RELAXER дизайнеру удался как напольный гамак, в котором тоже можно качаться. Жесткий каркас с прочными ламелями и мягкий несъемный матрац в различных цветовых решениях был стильным и комфортным элементом мебели для любой комнаты.

Все впечатления в одной локации

Чтобы насладиться разнообразием форм и гениальностью полета фантазии датских дизайнеров в полной мере, правильнее всего отправиться в Копенгаген и посетить Музей дизайна. Кроме стульев в этом месте можно насладиться и другими предметами мебели и обихода. Но самым захватывающим приключением по истории датских стульев будет посещение гостеприимных и сияющих счастьем местных жителей. До встречи в наших новых публикациях, подписывайтесь на нас в социальных сетях и заглядывайте в наш интернет-магазин уникального дизайнерского декора, который мы с любовью создаем в Украине!